1. Краткий инвестиционный меморандум
Еще 10 лет назад мало кто верил, что частные медицинские центры не только станут пользоваться спросом, но и будут приносить хорошую прибыль своим создателям. Однако реальность такова, что с каждым годом все больше людей делают выбор в пользу платных клиник. Это означает, что данное направление не только прибыльно в текущий момент времени, но и имеет большие перспективы для роста доходов в будущем.
Привлекательность данного вида бизнеса привела к высокой конкуренции на рынке платных медицинских услуг. Тем не менее свободные ниши на данном рынке есть, и их можно с успехом осваивать. Естественно, у людей, далеких от сферы медицины, возникают сомнения:
Стоит ли заходить на данный рынок без специального образования?
На самом деле, все, что нужно для открытия медицинского центра, как и для любого другого бизнеса, — это талант менеджера, а также четкое представление о грамотном функционировании платной клиники.
Однако перед тем, как принимать решение об инвестировании средств именно в открытие медицинского центра, нужно тщательно изучить специфику этого бизнеса. Ведение бизнеса в сфере здравоохранения предполагает не только юридическую, но и высокую психологическую ответственность, поскольку в ваших руках здоровье, а порой и жизнь пациентов.
При выборе местоположения медицинского центра обратите внимание на близость остановок общественного транспорта. Выгодное размещение положительно скажется на посещаемости вашего центра. При этом явным плюсом данного бизнес-проекта является и то, что прибыльный медицинский центр может находиться как в центре города, так и в «спальном» районе.
Большое значение для пациентов имеет уровень и качество обслуживания. Интерьер центра должен располагать к расслаблению, а персонал должен быть максимально вежливым и услужливым. При входе в центр разместите информационную доску с лицензиями на каждый вид медицинских услуг, сертификатами и дипломами специалистов. Главное — с самого первого взгляда сформировать у клиента доверие к вашей клинике.
Основным фактором спроса на услуги вашего центра является квалификация специалистов. Репутация врачей, работающих в вашей клинике, неотъемлема от репутации самого центра. Поэтому при поиске сотрудников обращайте внимание на уровень образования, профессиональный стаж, наличие базы постоянных пациентов. Привлекайте к работе квалифицированных специалистов, работающих в районных поликлиниках, с опытом не менее 3 лет. Таким образом, основная часть клиентов будет узнавать о вашем медицинском учреждении именно после приема в бесплатной поликлинике.
Любой медицинский центр обязан соблюдать санитарные нормы и правила для данного типа учреждений. Это касается специальных требований для организации помещения, регулярного повышения квалификации специалистов, контроля за исправностью оборудования. При любом несоответствии государственным требованиям вы можете лишиться лицензии на деятельность, получать которую необходимо каждые 5 лет.
Основные вложения в открытие медицинского центра приходятся на приобретение медицинского оборудования и ввода в эксплуатацию (85% от суммы инвестиций). Вторая статья по масштабу расходов состоит из вложений в ремонт и отделку помещения. В период получения лицензии вы не сможете оказывать услуги, однако будете обязаны оплачивать аренду помещения и зарплату основных сотрудников.
Текущие расходы после начала деятельности будут состоять, в основном, из аренды, заработной платы, приобретении расходных материалов, а также рекламы вашего центра. Следует признать, что сравнительно небольшие ежемесячные расходы на ведение бизнеса являются серьезным стимулом для принятия решения в пользу открытия данного бизнеса.
Первоначальные инвестиции
составят 8 089 038 рублей.
Точка безубыточности достигается за 5 месяцев.
Срок окупаемости составляет от 18 месяцев.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Медицинский центр — это учреждение, предоставляющие платные медицинские услуги населению. Данный вид деятельности строго контролируется государством и требует получения лицензии на каждый вид услуг.
Лицензирование — это долгий и затратный процесс, причем лицензию нужно продлевать каждые 5 лет.
Следовательно, на начальном этапе, особенно при ограниченных финансовых ресурсах, стоит сконцентрироваться на одной определенной области медицины (например, кардиология, гинекология и т.д.). Это делается для того чтобы процесс получения лицензии не оттягивал открытие центра на неопределенное время, а также для сокращения расходов на маркетинг и рекламу. В процессе функционирования вы уже сможете расширять перечень услуг центра, получая дополнительные лицензии. При этом ваши затраты будут покрываться текущими доходами от работы предприятия. В данном бизнес-плане рассматривается открытие медицинского центра, специализирующегося в области гинекологии.
Перечень услуг
Примерный перечень услуг центра гинекологии и женского здоровья:
Факторы спроса
На посещаемость центра значительное влияние оказывает месторасположение. Помещение центра может находиться в «спальном» районе города, но здание должно иметь удобные подъездные пути и парковку. Немаловажным фактором является близость остановки общественного транспорта.
Атмосфера в помещение центра должна быть уютной и располагающей к спокойному ожиданию приема. Зона ресепшена и ожидания в обязательном порядке должна быть оснащена стойкой с бахилами, кулером с питьевой водой и одноразовыми стаканчиками. Также необходимо наличие красочного информационного стенда об услугах центра. Стенд должен быть хорошо виден со входа.
Оформление кабинетов специалистов также оказывает сильное психологическое воздействие на клиента. Каждый кабинет должен быть оснащен естественным дневным освещением. Интерьер должен быть простым, но в тоже время перекликаться с фирменным стилем вашей клиники. Уделите внимание цветовому решению вашего интерьера. Научно доказано, что зеленый цвет вызывает чувство безопасности и доверие, а красный настораживает и настраивает на агрессию.
Не скупитесь на рекламу и специальные акции для постоянных клиентов. В последнее время пользуются спросом специальные комплексные программы для пациентов, например, «Полная проверка женского здоровья» и прочие. Причем вышеуказанные программы должны подразумевать прохождение дальнейшего лечения в вашей клинике с определенными скидками. Поскольку основную часть посетителей центра составляют постоянные пациенты, позаботьтесь о приятных сюрпризах для них во время каждого посещения вашей клиники. Например, выдача купона на скидку при повторном посещении.
Сервис и обслуживание
При формировании репутации медицинского центра основной задачей является создание доверия у клиента. Особую роль при этом играет качество обслуживания. Хороший медицинский центр отличается компетентностью и вежливостью каждого из сотрудников, начиная от администратора центра, заканчивая главным врачом. Человек должен уже по первому звонку в центр понять, что он разговаривает с профессионалами своего дела.
Независимо от того, какую на какую область медицины вы выбираете в качестве основной специализации, цикл услуг для клиента должен быть замкнутым. Это означает, что в вашем центре пациент может пройти все необходимые процедуры от первичного посещения до постановки диагноза и последующего лечения. При этом ему не нужно обращаться к сторонним медицинским организациям за дополнительными услугами. Следовательно, ваш центр должен предлагать не только консультации специалистов, но и забор анализов, диагностику и прочие процедуры, необходимые для полного проведения исследования пациента.