Полезный блог Azma Finance

Отличия коммерческих и управленческих расходов

Политика компании о расходах

Согласно ПБУ 10/99, бизнес вправе самостоятельно определить, в каком порядке будет признавать те или иные расходы. Он в том числе может решить, как будет учитывать издержки в себестоимости. Установленный порядок компания должна прописать в локальных актах и закрепить в учётной политике.
Существует несколько способов учесть коммерческие и управленческие расходы в себестоимости. Например, отнести их на себестоимость в той части, в которой они признаются затратами отчётного периода по обычным направлениям деятельности. Или списать эти издержки на себестоимость реализованных товаров и услуг в полном объёме расходов, признанных в конкретном периоде.
Строки в коммерческих и управленческих расходах могут быть похожи, но для корректного учёта их нужно правильно разделить. Но хотя такое разделение существует в бухгалтерии, закон конкретных определений данным расходам не дал. А значит, нет установленного перечня издержек, которые входили бы в их состав.

Это усложняет процесс работы с расходами, но если в учётной политике установлен порядок распределения затрат, проблем быть не должно. Чтобы понять разницу между этими расходами, достаточно разобраться в определениях.

Что входит в коммерческие расходы

Коммерческие расходы — это все те издержки, что уходят на продажу товаров, работ или услуг. То есть всё, что бизнес тратит, чтобы донести продукт до конечного покупателя. Их перечень определяется непосредственной деятельностью компании.

Например, если бизнес занимается производством товаров, он несёт издержки на продажу сразу после выпуска продукции. Коммерческими будут считаться такие затраты:

  • оплата аренды склада, зарплаты рабочим и грузчикам — любые расходы, понесённые на хранение товаров;
  • реклама, оплата услуг посредников-продавцов и любое другое маркетинговое продвижение;
  • упаковка продукции, доставка, страхование при транспортировке и другие издержки, связанные с отгрузкой.

Если бизнес занимается преимущественно продажей продукции, коммерческими затратами признаются все издержки, связанные с торговлей, за исключением себестоимости:

  • закупка и доставка продукции/материалов;
  • зарплаты рабочим, продавцам;
  • аренда торговых помещений и складов;
  • реклама, маркетинговое продвижение;
  • представительские расходы;
  • затраты на ремонт по гарантии;
  • отгрузка продукции и пр.
Если основная деятельность компании заключается в предоставлении услуг, коммерческими будут затраты, связанные преимущественно с продвижением и рекламой.

Что включают в управленческие расходы

Управленческие расходы не имеют прямого отношения к производству, хранению, транспортировке или продвижению товаров и услуг, но без них бизнес не может функционировать. Управленческими называют административные и хозяйственные издержки:

  • зарплаты директору, управляющим;
  • оплата интернета и мобильной связи;
  • обслуживание офиса: кофе, чай, техническое оснащение, аренда помещения и т.д.;
  • оплата коммунальных услуг;
  • консалтинговые услуги;
  • корпоративное такси и т.д.
Управленческие расходы от месяца к месяцу более-менее постоянны и не зависят от выручки. Поэтому любой бизнес заинтересован в том, чтобы их оптимизировать.

Учёт издержек в себестоимости

В учёте коммерческие расходы проводят по дебету счёта 44. Отнести их на себестоимость можно:

  • полностью списав проводкой Д/т 90, К/т 44;
  • списав частично на счёт 90.

В последнем случае нужно провести распределение между отдельными расходами:

  1. Производственные компании разделяют затраты на упаковку и перевозку продукции по видам произведённых товаров.
  2. Торговые компании распределяют транспортные издержки между реализованной продукцией и остатками на складах в конце месяца.
  3. Компании-переработчики сельхозпродукции распределяют коммерческие расходы в дебет счетов 15 и 11.
Порядок распределения затрат бизнес устанавливает в учётной политике.
Как обстоят дела с управленческими расходами:

  1. Их можно включать в себестоимость реализуемых продуктов по мере производства. В этом случае списание производят проводкой Д/т 20 (23,29), К/т 26.
  2. Другой метод работы с управленческими расходами — списать их в себестоимость за тот отчётный период, в котором они появились, целиком. Тогда нужно применить проводку Д/т 90, К/т 26.
Принцип работы с управленческими издержками также закрепляется во внутренней политике.

Главное: разница между расходами

  1. Управленческими расходами называют все затраты, что компания несёт на поддержку своей деятельности в целом, но при этом не связанные с производством и продажей товаров или услуг. Все затраты на зарплаты сотрудников, обслуживание офисов, такси, коммунальные услуги и прочие бытовые или административные цели считаются управленческими.
  2. Коммерческими затратами признают все издержки, что бизнес понёс на продажу и продвижение продуктов или услуг: хранение на складах, затраты на транспортировку, рекламу, упаковку, доставку и так далее.
Источник: Мое дело