Налоговое законодательство РУз

Уклонение от уплаты налогов и налоговые проверки

Налоговое администрирование

Мнимые и притворные сделки

Если налогоплательщик совершает операции или последовательности операций, единственной или преимущественной целью которых является получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты либо уменьшения суммы уплачиваемых налогов, такие его действия признаются злоупотреблением правом.
В случаях злоупотребления правом налоговые органы при определении сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком, вправе корректировать суммы подлежащих уплате налогов таким образом, чтобы исключить влияние такого злоупотребления.
Установление случаев злоупотребления правом, мнимости (притворности) сделки, а также применение их последствий осуществляется налоговыми органами, а при несогласии налогоплательщика — судом по иску налоговых органов.

Должная осмотрительность

Налогоплательщики обязаны проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов, проверяя наличие их постановки на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, деловую репутацию, наличие производственной базы и персонала, финансовое состояние, способность исполнить обязательства по сделке.
Расходы (убытки), понесенные налогоплательщиком по сделкам с лицами, не исполнившими свои обязательства перед ним, в целях налогообложения не признаются, если этот налогоплательщик при заключении сделки не проявил должной осмотрительности.

Условия проведения налоговых проверок

Налоговые проверки проводятся с целью контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:
  • камеральная налоговая проверка
  • выездная налоговая проверка
  • налоговый аудит
Проверяемый период не должен превышать последние 5 лет деятельности.
Материалы налогового контроля не позднее следующего рабочего дня со дня его завершения должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту учета налогоплательщика.
Документы или иная информация о налогоплательщике, полученные с нарушением требований законодательства, не могут служить основанием для привлечения этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые органы не вправе вновь проводить проверку на предмет и объект по ранее проверенному периоду деятельности субъекта предпринимательства и истребовать документы, ранее предъявленные субъектом предпринимательства.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются наименование налогоплательщика, фамилия, имя, отчество и должность проверяющих лиц, сроки проведения проверки, проверяемый период, виды проверяемых налогов.
В ходе камеральной налоговой проверки, налоговый орган может запрашивать у налогоплательщика учетные документы, пояснения к представленной налоговой отчетности, а также иную информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены налоговому органу в течение 5 дней со дня получения соответствующего запроса.
Камеральная налоговая проверка не должна превышать 60 дней (в отношении возмещения сумм налога на добавленную стоимость - 30 дней).
В исключительных случаях камеральная налоговая проверка проводится с осмотром территорий и помещений налогоплательщика в рамках 1-ого рабочего дня.

Выездная налоговая проверка

При выездной налоговой проверке проводится анализ учетной документации, движения товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверка применения контрольно-кассовой техники и платежных терминалов, контрольные закупки.
Выездная налоговая проверка проводится на основе приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В приказе указываются наименование налогоплательщика, фамилия, имя, отчество и должность проверяющих лиц, сроки и цель проведения проверки.
Выездная налоговая проверка проводится в срок не более 10 дней. Завершением срока выездной налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки.
Осмотр территорий и помещений производится с осуществлением видеосъемки, а при отсутствии такой возможности — с участием понятых.
Субъекты предпринимательства вправе не допускать на свою территорию должностных лиц налоговых органов для проведения проверки в случаях если:

  • приказ о проведении проверки не оформлен в установленном порядке
  • проверка не согласована в установленном порядке с Уполномоченным по защите прав предпринимателей или он не уведомлен об этом
  • отсутствует специальное удостоверение, дающее право на проверку деятельности субъектов предпринимательства

Налоговый аудит

Налоговым аудитом является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период. Налоговый аудит проводится в отношении налогоплательщика, относящегося к категории налогоплательщиков с высокой степенью риска.
Налоговым аудитом может быть охвачен только период, следующий за последним налоговым аудитом, но не более чем за предыдущие 5 лет.

Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения налогового аудита направляют налогоплательщику извещение. В извещении указываются дата начала налогового аудита, перечень подлежащих проверке вопросов, предварительный перечень необходимых документов.

Как правило, налоговый аудит не может продолжаться более 30 дней. Срок проведения налогового аудита начинается в день вручения налогоплательщику приказа о назначении налогового аудита.
Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию и в помещение проверяемого лица, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении служебных удостоверений и приказа руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении налоговой проверки.

Осмотр территорий и помещений, а также документов и предметов производится с осуществлением видеосъемки, а при отсутствии такой возможности — с участием понятых.

Налоговый аудит завершается в день составления акта о проведенном налоговом аудите. Все экземпляры акта налогового аудита подписываются должностными лицами налогового органа, проводившими налоговый аудит. Один экземпляр акта налогового аудита в течение 3 дней после его завершения вручается налогоплательщику.

Налогоплательщик обязан расписаться в получении акта налогового аудита с указанием даты получения. Подпись налогоплательщика в акте налогового аудита не означает его согласия с результатами налогового аудита.

Лицо, в отношении которого проводился налоговый аудит, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налогового аудита, или с выводами и предложениями проверяющих, в течение 10 дней со дня получения акта налогового аудита вправе представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту.